Отчет по воспитательной работе за 2022-2023 учебный год КГУ «ОШ№4»
Воспитательная работа в 2022-2023 учебном году в ОШ№4 была реализована в рамках Концептуальных основ воспитания личности, базовой идеей которого признается национальный образ гармонично развитого человека, воплощенный в духовном наследии Абая «Толық адам».
Личностные атрибуты «Толық адам» интегрируют существующие ценности и приоритеты, определенные в государственных общеобязательных стандартах образования, программных статьях Главы государства «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» и «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» и других Концепциях для обеспечения единого системного подхода к воспитанию личности.
Цель воспитательной работы: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностях. Создание условий для саморазвития, самореализации самоопределения личности учащихся, их успешной социализации в обществе.
Главная идея воспитательной системы: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих т национальных ценностях.Создание условий для саморазвития .самореализации самоопределения личности учащихся,их успешной социализации в обществе .Воспитательные задачи на 2022-2023 учебном году :
1.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине –Республике Казахстан, уважения к государственным символам ,почитания народных традиций
2.Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности,
3. Формирование потребности участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
4. Развитие экономического мышления личности и осознанного отношения к профессиональному становлению и самореализации; активной гражданской позиции в сохранении природы; экологической грамотности и культуры;
5. Повышение психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей за воспитание детей, подготовка молодежи к созданию здоровой семьи, сознательному участию в укреплении института семьи;
6. Развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
7. Повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
8. Повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
9. Повышение уровня информационной безопасности детей.
10. Работать по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
11.Широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно-коммуникационных технологий.
Приоритетные направления воспитательной деятельности школы на 2022-2023 учебный год:
По каждому направлению был составлен план работы с учетом возрастных особенностей, который реализовывался через мероприятия при участии всех заинтересованных сторон: семьи, школы, общества. При проведении общешкольных мероприятий учитывалось уважительное отношение к государственным символам. Общешкольные мероприятия включают в себя: мероприятия, связанные с государственными и национальными праздниками: таких как: День Республики Казахстан, День Независимости РК, День Знаний, день государственной символики, День Конституции РК, Наурыз. Мероприятия, посвященные памятным датам и значимым событиям в стране: 125-летие Мухтара Ауэзова,150-летия Ахмета Байтурсынова, 355-летия Казыбек би, 110- летию Динмухамеда Кунаева, а также 30-летию принятия государственных символов РК, День языков народов Казахстана, 100-летие Розы Баглановой. Торжественные мероприятия, посвященные началу, окончанию учебного года, церемонии награждения обучающихся и педагогов за достижения в олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах, соревнованиях на линейках, а также флешмобах, акциях . По каждому направлению воспитательной работы есть призовые места районного, областного значения(прилагаются)
Одним из способов разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного диалога среди участников образовательного процесса является служба медиации ,в которой участвуют как педагоги. Продуктивно налаженная работа службы школьной медиации позволила не только сделать школу безопасным пространством, но и решить важные воспитательные и профилактические задачи по становлению социальной ответственности подрастающего поколения.
В 2022-2023 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги среди обучающихся проведена активная работа проекта «Читающая школа». Проект направлен на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство, продолжение участия школьников в международных исследованиях по читательской грамотности и привлечение родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества. Ребята принимали активное участие в мероприятиях и занимали призовые места. На сайте школы представлена информация, посвящённая лучшей детской и школьной литературы, ресурсы по активизации чтения детей и подростков, в библиотеке организован уголок чтения «Буккроссинг». Реализация данных проектов позволит расширить потенциал воспитательного, жизненного пространства обучающихся, реализовать актуальные потребности и способности личности.
С октября 2022 года в ОШ №4 вел работу дебатный клуб «Дебаты », руководителем которого является учитель истории Коваленко О.В., составлен и утвержден календарно-тематический план дебатного клуба, который включает теоретические и практические занятия. .В течение учебного года члены дебатного клуба участвовали в школьных, городских и районных дебатных турнирах. Лучшие спикеры клуба: Абдуллина Н, Солонецкая А..Таким образом, дебаты развивают у учащихся логическое и критическое мышление, вырабатывают навыки коммуникативной культуры и публичного выступления, готовят к самостоятельному принятию решений, способствуют становлению личностей как будущих лидеров общества.
В рамках реализации программы по формированию антикоррупционной культуры в целях создания условий в школе для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально-компетентного гражданина и патриота в ОШ №4 в начале года был создан список клуба «АдалҰрпақ» из числа учащихся 7-9 классов. Составлен и утвержден план кружковой работы .Основной задачей данного клуба является формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, поощрение инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, участие в организации мероприятий антикоррупционного характера. Учащиеся принимают участие в заседаниях, круглых столах, конкурсах.
Одной из форм организации воспитательной работы это внеурочная деятельность. В школе работают 14 кружков по интересам, из них 3 музыкальных,по матеиатической грамотности ,экологический,ЮИД,ЮПП,языковые, «Юный спасатель», «Светофор». Ребята принимают активное участие в концертах, конкурсах(3 место в районных конкурсах «Безопасное колесо» и «Юный спасатель»). Ведется работа по здоровому образу жизни, работают спортивные секции по волейболу, баскетболу и футбол
.Учащиеся активно участвовали в городских и районных соревнованиях по различным видам спорта:
Районные соревнования:
Осенний кросс ,сентябрь,8 место,шахматы ,ноябрь,4 место,теннис ,ноябрь ,5-7 место,
бес асык,декабрь,2-7 место,ЗПМ,январь,7 место,лыжные гонки,январь,3 место,баскетбол (ю),февраль,10 место,баскетбол(д) фестиваль,10 место,волейбол (ю),март,12 место
волейбол (д) март,5 место,легкая атлетика,апрель,6 место
Первенство Атбасарской СДЮСШ по легкоатлетическому многоборью,апрель,2-3 место
Летнее Президентское многоборье,май,10 место
Турнир по волейболу среди девушек 9 класса и младшие,посвященные Дню Победы,май,2 место
Пионербол,май,2 место
Спартакиада учителей Троеборье,май,2 место
Внутришкольные соревнования
Осенний кросс ,(сентябрь),шахматы,(октябрь)
Веселые старты ,(октябрь,декабрь),лыжные гонки,(январь)
Тоғыз қумалақ (апрель),волейбол (май)
В 2022-2023 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу по развитию самоуправления как в классном коллективе, так и на уровне школы.
Президентом школьного объединения является Солонецкая Анна учащаяся 9 класса, согласно плану по школе были проведены заседания, внеклассные мероприятия, заседания клуба старшеклассников. Улан басы – Таттыбаева Дильназ приняла активное участие в районном конкурсе «Лучший
Улан басы», вожатая заняла 3 место в районном конкурсе «Вожатый года»
Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе.Одной из важных форм совместной работы школы с семьей являются родительские собрания и заседания родительского лектория с участием сотрудников больницы, РОВД, ЖД Взаимодействие семьи и школы осуществляется через индивидуальные беседы педагогов и родителей, электронный журнал, телефонный разговор, переписку, индивидуальные консультации, открытые уроки, дни открытых дверей, внеклассные мероприятия.
Ведется работа по профориентации учащихся, с начала учебного года в школе в кабинете по профориентации оформлен информационный стенд с планом на текущий учебный год, буклеты по правилам поступления в учебные заведения РК, которая обновлялась в течении года. В 2022-2023 учебном году в 9х класса в них 27 учащийся, по предварительному трудоустройству в 10 класс планируют 8 человек, в колледжи и другие учебные заведения-19. В течение учебного года, согласно плану профориентационной работы проведена администрацией школы, педагогом-психологом, классными руководителями, учителями предметниками, социальным педагогом. Проведены тематические классные часы, анкетирование, внеклассные мероприятия, тренинги, экскурсии в ПЧ-10, ИТК-1, отделение скорой помощи, воинскую часть, также ведется тесная взаимосвязь с учебными заведениями Республики Казахстан.
Предварительное трудоустройство 2022-2023 учебный год
Всего учащихся 9кл 22-23 уч.год |
10 класс |
Колледж РК |
Колледж РФ |
27 |
8 |
17 |
2 |
Согласно плана по школе в течение года проведена работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Вся воспитательная деятельность строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед школьным коллективом . В течении учебного года классные руководители 0-9 классов и социальный педагог школы выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении, создан банк данных.Ежедневно проводился контроль посещаемости обучающихся с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. Как одно из направлений воспитательной работы действует Совет профилактики с целью создания условий для воспитания социально-адаптированной личности. Основная цель работы: оказание своевременной помощи детям, подросткам или их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации. С сентября месяца проведены 13 заседаний, на которых были приглашены родители с учащимися. Администрацией школы, соц.педагогом и классными руководителями проведены рейды в семьи к детям, состоящих на профилактических учетах и «группе риска». Проведены общешкольные и классные родительские собрания с участием сотрудников ювенальной полиции по вопросам профилактики правонарушений и работников ЦРБ по вопросам ранней беременности и половой неприкосновенности. Проведены классные часы по профилактике правонарушений, инструктажи и беседы по ТБ(ПДД, безопасное поведение в общественных местах, школе, на уроках и переменах, по пожарной безопасности и антитеррору, электробезопасность, а также ответственность за безопасное ношение телефонов и обязательной школьной формы. Разработаны маршрутные листы по безопасному маршруту учащихся со школы и домой).Также классными руководителями проведены беседы по профилактике наркомании, по пропаганде здорового образа жизни и безопасный интернет, буллинг и кибербуллинг. Психологом школы проведены тренинги по безопасному нахождению детей в школе и общественных местах. Проделанная работа дает свои результаты : на учете в ГЮП нет учащихся, на ВШУ -0, неблагополучных семей-0.
Психологическое сопровождение учебно- воспитательного процесса осуществляется в соответствии с, целями и задачами плана работы ВР , плана работы и программы развития школы, документами, регламентирующими деятельность в школе. На протяжении всего учебного года школьный психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса. Психологическая помощь опиралась на закономерности психологического развития учащихся, предполагала анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности школьника с проблемами в развитии и разработку адекватных методов и приемов психологического воздействия, т.е. оказание всесторонней помощи.
Школа работает с родителями по определённому плану, с которым родители знакомятся в начале учебного года. Это обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов и организационных форм воспитания в учебно-воспитательном процессе. На первом родительском собрании заслушиваются итоги года, режим работы школы, корректируется план работы на год. Ежегодно проводятся выборы родительского актива, из числа которого выбирается председатель родительского и попечительского комитетов. Садвакасова Б.М. и Лутошкина М ведут активную работу с родительской общественностью. Раз в четверть, согласно плану были проведены 4 заседания Попечительского совета и семейного клуба «Яркое созвездие». В рамках общественных собраний родители имеют возможность послушать отчёт администрации за истекший период, задать вопросы и получить ответ. В школе проводятся индивидуальные консультации для родителей учителями-предметниками. В начале сентября родители совместно с классным руководителем помогают учащимся организованно начать учебный процесс, оформляют маршрутные листы «Безопасный маршрут в школу «Дом-Школа-Дом », участвуют в акции «Забота».
Клуб отцов «Бірліқ» работал по утвержденному плану .Сотрудничество с родителями, в особенности с отцами – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной деятельности, осуществляемой в КГУ «ОШ№4» . Разрабатывая это направление ,создана чёткая стратегия сотрудничества, найден подход к папам детей, изучены их запросы и ожидания, создана атмосферу детей и родителей форм взаимодействия. Составлен перспективный план работы с родителями с целью повышения роли отца в семье. Эти мероприятия помогают отцам лучше понять своих детей, образ их мышления, учат разбираться в мотивах и значениях их поступков, выражать собственные чувства в доступной для понимания ребёнка форме, любить и уважать ребёнка как личность, развивать его творческие и физические способности. А самое главное – растить здорового ребёнка. Отцы должны научиться любить и понимать своего малыша и принимать его таким, какой он есть. Кроме того, очень важно заложить полезные традиции.
Цель работы клуба :Формирование сотрудничества отцов и детей, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи: овладеть эффективными способами и приёмами установления оптимистичного сотрудничества с отцами и детьми в семье;
В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Консультативная работа проводилась в течение года со всеми участниками образовательного процесса. Тематика консультаций отражает основные проблемы и запросы обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
Создание благополучного социально-психологического климата в ученическом коллективе зачастую невозможно без анализа личностных качеств и межличностных отношений. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности социальной, психолого-педагогической деятельности. Диагностический инструментарий включал в себя различные методы получения информации: наблюдение, беседа, анализ документов, психолого-педагогические характеристики детей и т.д. Особое внимание уделялось вновь поступившим детям с целью профилактики их дезадаптации и оказания своевременной помощи.
На лето принят план по организации летнего отдыха детей. Таким образом, вся воспитательная система школы направлена на осмысление человека как самоценности, на воспитание человека как личности, способной не только осваивать ценности культуры и ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом собственной судьбы.
Задачи, поставленные на учебный год, выполнены. Имеющие место проблемы приняты во внимание.
Согласно положению о школьном мониторинге воспитательной работе класса, классный руководители каждую четверть сдает мониторинг класса, где учитывается работа каждого ученика, но и всего класса в целом.
Задачи на новый 2023-2024 учебный год:
Показали по результатам программы мониторинга воспитанности следующую динамику:
Уровень удовлетворения общеобразовательным процессом: в %
Замдиректора по ВР Кравцунова Е.В.